Составить родословную по документам госархивов
Создана: 18 Июня 2024 Втр 17:54:46.
Раздел: "Флейм"
Сообщений в теме: 115, просмотров: 10843
-
Помаленьку буду писать. Просьба не ломать тему.
Как закончу, сообщу.
Я всегда хотел знать своих предков и стремился побольше разузнать про них. Составил древо на Geni (генеалогический сайт), зарегился на сайте VGD (Всероссийское Генеалогическое Древо), писал там кое-что, задавал вопросы сведущим людям, пытался искать.
Но мои поиски в Интернете не увенчались особым успехом, а все сведения о родственниках прошлых веков, которыми я располагал, это то, что успел разузнать от бабушки и мамы. Я непременно всё это старался записывать. Истории касались их родителей, дедушек с бабушками и кратко прадедушек с прабабушками.
Надо сказать, что мой дед родом из семьи польских ссыльных, сосланных в верховья р. Лены Иркутской губернии, переселившихся в начале 20 века в Якутию. А бабушка родом из Тобольской губернии Тарского уезда, ныне Омской области, Муромцевского района.
В последний день уходящего 2023 года мне на почту прошло неожиданное письмо. Автор письма пишет, что увидел моё сообщение на VGD, и может помочь мне в поиске моих родственников, объяснив при этом, что некоторые искомые мною фамилии в сфере его интересов. Там были подробности из жизни моих восточно-сибирских и якутских предков, отчасти известные мне, но в основном абсолютно новые. Он прикрепил сканы метрических книг, где упоминаются мои прадед, прабабушка, дед, другие родственники второй линии. -
Я обалдел от вида этих документов. Представьте, вы несколько десятилетий думаете о людях из прошлого, представляете их, фантазируете их жизнь, их детство, мучительно пытаетесь найти ответ на некоторые семейные тайны, и тут рраз - вот они, как на ладони: рождение, бракосочетание, дети, смерть. И всё это перед тобой, рассказывается тебе с помощью сканов метрических книг той церкви, где они крестили детей, сочетались браком, умирали. Я тогда подумал, что священникам, дьячкам, псаломщикам, кто вёл эти книги консистории, надо памятник ставить за возможность восстановить родство, которое, казадось, бы безвозвратно утрачено.
Это было потрясающе, дорогие друзья. Такого сильного эмоционального чувства я не испытывал уже давно. И это чертовски волнует кровь. Оно захватывает тебя полностью. Ты ложишься спать с мыслями об этих людях, ты просыпаешься, зная, что тебя ждут удивительные открытия из жизни твоих далёких близких. Особенно много я думал о деде и как его предки попали в Россию. Он был офицер, командир полка, выпускник Омского в недавнем прошлом высшего военного командного училища. Бабушка много мне рассказывала о нём в период их жизни 1931-1941 года (именно столько они прожили вместе), а больше я не знал ничего. А мне хотелось знать, где он жил, как, кто были его отец и мать, их родители, родители их родителей. -
Поэтому, отбросив всяческие сомнения, я безоговорочно поверил этому человеку, поблагодарил его, сообщил мой номер телефона и предложил общаться. И не ошибся в нём! Он был действительно искренен, а я оценил его помощь.
Этот человек, назовём его Михаил, раскрыл мне такие глубины родства , что я сначала даже растерялся. Посудите сами. Он в своих исследованиях дошёл до 17 века, а это в итоге для меня плюс пять открытых поколений к известным мне четырём. Девять поколений вглубь веков. А для моей внучки — одиннадцать! Разве это не потрясающе?
-
Месяц я повосхищался, а потом думаю, пора бы мне самому учиться искать. И стал я осваивать поиск по архиву и зарегистрировался сразу в трёх госархивах: Иркутском, Якутском и Омском.
Основная сведения по матери деда хранятся в Иркутском архиве. Михаил любезно поделился этими сведениями. Кстати, он оказался моим семиюродным братом. А по отцу деда была неясность. Кое-что нашлось в Якутском Архиве НАРС. Архивные шифры (это номер фонда, описи и дела, выглядит примерно как Ф16. Оп.2. Д35) я знал от Михаила, это несколько упрощало дело. Я по электронке сделал запрос на четыре дела. Они приняли их в работу, и спустя около трёх-четырёх недель я получил от них квитанцию на оплату. Правда, не обошлось без казуса: они почему-то сначала сделали три дела. По мобильному банку я их оплатил и получил долгожданные документы.
-
А пока ждал ответа из Сахи, решил поискать своих в историческом архиве Омской области ИАОО. Там дело поставлено попроще. Заплати на сайте за доступ к образам 90 руб/сутки и следующие 24 часа все фонды тебе доступны (те, которые оцифрованы, разумеется. За остальными топаешь ногами или делаешь запрос, как в якутском). Из каталога фондов выбираешь фонд духовной консистории - метрические книги же ведут служители культа. В Омске это 16 фонд. Заходишь в нужный, жмёшь на копку «наличие образов», делаешь выборку по интересующему вас приходу, и перед вами появляются дела с упоминанием той церкви того села, где прихожане — ваши родственники.
Это если вы знаете село. Я знал, но не всё в моём случае было просто. -
Бабушка с родителями и сёстрами жили в с. Муромцево Тарского уезда Тобольской губернии. Поэтому я выбрал это село, отмотав около 20 лет от рождения бабушки (чтобы найти год рождения ея родителей). Искал-искал — нет ничего.
Тогда, чтобы найти бракосочетание прадедов, я выбрал год, предшествующий рождению старшей из сестер бабы. Опять ничего... Решил просмотреть год рождения бабы — а метрики именно этого года нет образа! Не оцифровали... Я приуныл.
Как-то в разговоре с Михаилом, моим учителем и наставником в деле следопытства древних годов, я вспомнил о т. н. выписи старшей из сестёр Ксении. Документ хранился у нас. Достаю, читаю, а там написано «Села Седельникова Пророко-Ильинской церкви», и далее «крестьянина дер. Тамбовки Трофима Тимофеева Королева дочь...». Седельниково, а я искал в Муромцево! Потом я вспомнил - бабушка мне рассказывала, что её папа родился в д. Тамбовка Седельниковской волости (округа, района по нынешнему).
Тогда я выбрал целью моего поиска это село, ну а церковь там была одна, и сразу начал находить знакомые имена, отчества и фамилии. Фамилию Королёв её отца и девичью Перминева - её мамы - я знал и сразу, листов через 50, наткнулся на них. Королёвы жили в Тамбовке, а Перминевы в Кизесе, соседней деревне этого же Седельниковского прихода — ура! Таким образом, в одном документе я искал и находил две свои семьи.
-
Итак, я начал читать метрические книги Тобольской духовной консистории. Сказать, что это интересно, ничего не сказать. С чем бы сравнить? Представьте, что вы стоите перед некой дверью в жизнь Прошлого, и эта дверь приоткрывается. Вы видите рождение вашего прадеда, день, месяц, год рождения, звание, имя, отчество и фамилия родителей, имена восприемников (крёстных, по-нашему). Причём, столбец восприемников очень важен. Обычно брали родственников — ещё один источник информации.
-
Надо сказать, что метрические книги состоят из трёх частей: рождение, бракосочетание и смерть с обязательными итоговыми таблицами по месяцам и в конце книги за год— сколько кого родилось, количество браков, брачующихся, смертей по возрасту. Здесь факты, шокирующие современную публику: детей до года умирает больше, чем всех возрастов за год. Есть года, когда в приходе из 10-15 выселков, деревень и сёл смерть уносила по 80 детей в месяц. Это была эпидемия оспы. А есть годы, когда в том же приходе умирало до 100 человек всех возрастов за год.
-
То есть, священником проводилась довольно серьёзная аналитика по событиям прихода. Статистика, подтверждённая фактами, не абы что. Причём, всё это регулярно проверялось вышестоящими «благочиниями», которые писали также и пожелания. Например, в одной книге я увидел запись проверяющего, что надо бы понятнее писать, и следующие записи критикуемый служитель выполнял практически каллиграфическим почерком.
За что Его Благочинию я был весьма благодарен.
-
Но бывает и нелегко распознать текст, хоть это и не древний церковно-славянский. К сокращению слов с титлом я быстро привык, к почерку определённого священника или дьячка тоже со временем привыкаешь, даже если он и начинает торопиться. Начинаешь понимать, что странный зигзаг — буква т, а некая закорючка — это х (фильтр), наша х, но написанная особым образом: одна косая часть длинная, выше заглавной буквы и ниже петли буквы д, а вторая перекладинка маленькая.
-
Труднее, когда в церкви меняется писарь или он вдруг вспоминает древнее написание некоторых букв. Тут ты буксуешь и начинаешь потеть. Я долго не мог понять, что же за имя у дьячка. Американий, Америкий — понятно, что такое имя не может быть. И только в одном месте, где это имя было написано разборчиво, я понял, что это Амфилохий!
Кстати, с этим Амфилохием Хрисанфовым Путинцевым связана история. Когда в России отменили должность дьячка, его повысили до псаломщика. У него были дети. Я представлял, с какой радостью он собственноручно записывал рождение сына Андрея в метрику. Потом родилась дочь. А через месяц она умерла от оспы. А через год умер сын Андрей от поноса (дизентерия, по-видимому). И всё это он фиксировал в книгу. Как тяжело ему было, думаю. Прямо жаль его. -
Вообще, когда читаешь эти метрики, чувство сопереживания очень велико. Ты физически страдаешь, когда видишь сколько детей умирает. У одного крестьянина в течение трёх дней умерли трое детей от оспы. Чокнуться можно...
Я когда находил рождение детей у своих предков, так радовался. Думал, вот она ещё одна, доселе неизвестная, линия связи. И каково разочарование, когда в следующей части книги «О смерти» ты находишь запись о смерти этого ребёнка. 2 недели, 1 месяц, 3 месяца жил этот человек и всё — родимец, понос, горловая болезнь. Значит, не стало родни у меня от этого человека. Печаль.
Понос это, скорее всего, дизентерия. Горловая болезнь — скарлатина. А вот неведомый родимец что такое? Внезапная смерть младенца?
Старики 70, 80 лет умирали от старости. В книгах так и записывали. Но однажды я увидел запись о смерти человека 47 лет, и тоже «от старости»! Вот дела...
Причём, дети умирали чаще летом, по теплу, с мая и до июля, а женились люди чаще в январе и феврале, хотя бытует мнение, что свадьбы справляли осенью. По 15-20 свадеб в месяц в начале года, а потом 1-2 в месяц. А в ноябре-декабре были года, когда священник писал «В декабре свадеб не было».
Чем ещё интересны записи о свадьбах. Там указывались возрасты жениха и невесты. Таким образом, можно было вычислить их год рождения. Ну а найти соответствующее дело, датированное этим годом, не вопрос, если, конечно такая метрика сохранилась. Если в архиве она есть даже в неоцифрованном виде, всегда можно прийти ногами и заказать её. Или сделать запрос по Сети на конкретное дело, как я с архивом Якутска.
Заметил, что в старых записях встречаются интересные и поучительные факты.
Известно, что православные священники недолюбливали верующих старого толка, старообрядцев и записывали их как раскольников. Эта неприязнь нашла отражение и в метрических книгах записей актов. Так в определенные времена, если приходила крестьянская жена, приверженная к расколу или православная, а муж из раскольников не присутствовал при этом или не хотел заходить в церковь, то ребенка записывали незаконнорожденным.
Одиноких женщин, которые приходили на крещение своих детей без мужей, хоть и с крёстными, писали "девка". Грубовато, да. И неважно, какая у тебя ситуация, но если ты не жена в освящённом браке, ты девка, а твой ребенок будет записан незаконнорожденный. Я не претендую на системность моего замечания, но я такое встречал не раз.
И это клеймо незаконнорожденного будет с человеком до бракосочетания, где невеста записывается хоть и не девкой, но незаконнорожденной. И только после брака она становится крестьянской женой.